понедельник, 15 апреля 2019 г.

Развивающая среда дома


Среда, в которой находится ребёнок, во многом определяет темпы и характер его развития.
Ребенок проводит много времени дома, тем самым окружение оказывает на него достаточно сильное воздействие. С помощью зрения, слуха, тактильных и вкусовых ощущений он впитывает все, что его окружает.
Однако, ребенок имеет возможность взять из своего окружения то, что ему сейчас интересно, то, к чему готова его психика, то есть он становится активным участником процесса развития.
По своей сути, обогащенная развивающая среда – это такое окружение ребенка, которое делает возможным его интенсивное, гармоничное, комплексное развитие.
Развивающая среда - это обстановка, в которой ребенок более активно и быстро познает мир во всем его многообразии. Такая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению способностей.
Поэтому, организовывать пространство жизни ребенка нужно с наибольшей пользой.

Что необходимо знать при организации развивающей среды дома?

Необходимо организовать развивающую среду в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
Основным требованием к среде является создание атмосферы, в которой будут господствовать гуманные отношения, доверие, безопасность, возможность личностного роста, эмоциональное созвучие и др.
В результате пребывания в естественной, уютной обстановке у ребенка складываются предпосылки для возникновения и закрепления положительного эмоционального тонуса, что является основой успешного интеллектуального и личностного развития.
Главное и основное правило организации среды дома - доступность.
Все стимульные материалы должны быть ребенку доступны.
Шкафчики, в которых хранятся игрушки и развивающие пособия, в идеале должны быть открыты, чтобы ребенок подходил и брал то, что ему интересно.
Пока ребенок мал, кладем развивающие материалы на нижние полки, а по мере роста малыша- на более высокие.
Развивающая среда предполагает свободный выбор, который реализуется, как право выбора ребенком темы, сюжета игры, игрового материала и т.д. Развивающая среда должна быть гибкой – меняться по мере роста ребенка и изменения задач его развития.
Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается.
Естественно, что его окружение не может быть застывшим, а также требует изменений.
Поэтому среда не может быть построена окончательно. Развивающая среда предполагает выбор в пользу разнообразия и многофункциональности игрушек.
Покупая очередную игрушку, следует задавать себе вопрос: какую новизну и пользу она принесет вашему ребенку.
Также учитывается безопасность оборудования и материалов для здоровья детей.
Развивающая среда должна носить системный характер, она может быть представлена отдельными элементами, которые можно использовать в совокупности с другими предметами, оставляющими целостное игровое поле.
К примеру, взять книгу (из книжного уголка) и показать иллюстрации любимой игрушке и т.д.)
Многие имеют различные возможности организации детского уголка дома. Приведем несколько примеров, что и как можно использовать.
В доме можно использовать все для развития: стены, пол, потолок, окна, двери.
Сделать разные интересные уголки, чтобы привлекали взгляд, и там захотелось побыть, пофантазировать, поиграть.
Один из способов размещения информации – то, что она часто попадается ребенку на глаза и хорошо запоминается.
Обратите внимание, что картинки должны быть большими – ребенок должен хорошо их видеть, не напрягая зрение.
Под картинкой можно сделать подпись – название предмета, изображенного на картинке.
По мере роста малыша, картинки меняются.

Комментариев нет:

Отправить комментарий